факультатив

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя общеобразовательная школа №2»




«Утверждаю»
Приказ №_______от____________2013
Директор школы
___________________________
/И.А.Тихонова/
«Согласовано»
Зам директора по УР
________________________
/Н.Д.Пехова/
«Рассмотрено»
на заседании «ШМО
Протокол № __от_______2013
Руководитель МО
________________________
/Т.М.Козлова/








Рабочая программа
факультатива по математике
для обучающихся 5 классов
2013 – 2014 учебный год








Составитель: Сиухина О.М.
учитель математики









Белый Яр 2013

Введение
            Факультативные занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».
На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника. В дальнейшем ставятся цели, наиболее актуальные сегодня при переходе к профильному обучению.
Факультативный курс направлен на достижение следующих целей:
  • развитие логического мышления;
  • раскрытие творческих способностей ребенка;
  • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
  • привитие интереса к предмету.
Кроме того, факультативные занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:
·         адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено;
·         работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
При разработке факультативного курса по математике учитывалась программа по данному предмету, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

I.                   Пояснительная записка
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже  разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Задачи факультативного курса по математике определены следующие:
·         развитие у учащихся логических способностей;
·         формирование пространственного воображения и графической культуры;
·         привитие интереса к изучению предмета;
·         расширение и углубление знаний по предмету;
·         выявление одаренных детей;
·         формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
·         адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.

Для успешного достижения поставленных целей и задач  при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы.  Занятие не должно длиться более 45 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 учебных часа.





II.                Основные цели и задачи курса:

            Цели курса:
выявление и развитие математических способностей учащихся;
• повышение активности учащихся;
• систематизирование и углубление знаний, совершенствование умений по предложенным темам;
• развитие воображения, математического и логического мышления, памяти, внимания, интуиции детей;
• создание условий для самостоятельной творческой работы учащихся;
• воспитание интереса к математике;
• профессиональная ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой;

Задачи курса:
·   развивать познавательную и творческую активность учащихся на основе дифференцированных занимательных заданий;
·         обогащать математический язык школьников;
·         расширить кругозора учащихся;
·         повысить мотивацию обучения для слабоуспевающих школьников;
·   развивать коммуникативные навыки в процессе практической и игровой деятельности.

III.             Требования к уровню подготовки учащихся

После изучения данного курса учащиеся должны знать:
·         различные системы счисления;
·         приёмы рациональных устных и письменных вычислений;
·         приёмы решения задач на переливание, движение и взвешивание;
·         различные системы мер;
·         приёмы решения практических задач на  перегибание, плоские разрезания, делимость.

IV.             Ожидаемые результаты
Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны уметь:

¨       анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, находить рациональные, оригинальные способы решения, делать выводы;
¨       решать задачи на смекалку, на сообразительность;
¨       решать олимпиадные задачи;
¨       работать в коллективе и самостоятельно;
¨      находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
¨      оценивать логическую правильность рассуждений;
¨      распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
¨      уметь проводить математическое исследование;
¨      работать с дополнительной литературой;
¨      решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
¨      применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

¨      применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Форма контроля знаний:
На  факультативных занятиях применяется безоценочный способ контроля знаний.  Обучение осуществляется не ради отметки, у учеников  высокая учебно-познавательная мотивация, обусловленная личным выбором, индивидуальной потребностью,  интересом к творчеству и познанию.
Отметка отсутствует, но содержательная оценка работы каждого ученика  обязательно озвучивается в конце каждого урока и строится на анализе мысленной и письменной деятельности,  последовательности и эффективности  выполненных действий.
VII.  Литература:
1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М.,  1969 г.
9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.
11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.
12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.
13. А.  Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»
14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.
15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.
16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
 17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий