Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
«Белоярская
средняя общеобразовательная школа №2»
«Утверждаю»
Приказ
№_______от____________2013
Директор школы
___________________________
/И.А.Тихонова/
|
«Согласовано»
Зам директора по
УР
________________________
/Н.Д.Пехова/
|
«Рассмотрено»
на заседании
«ШМО
Протокол №
__от_______2013
Руководитель МО
________________________
|
Рабочая
программа
факультатива
по математике
для
обучающихся 5 классов
2013 – 2014
учебный год
Составитель: Сиухина О.М.
учитель математики
Белый Яр
2013
Введение
Факультативные занятия по математике в 5 классе являются
одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».
На первых этапах проведения занятий определена цель –
показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного
школьного учебника. В дальнейшем ставятся цели, наиболее актуальные сегодня при
переходе к профильному обучению.
Факультативный курс направлен на
достижение следующих целей:
- развитие логического мышления;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
- привитие интереса к предмету.
Кроме того,
факультативные занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:
·
адаптация учащихся при переходе из начальной
школы в среднее звено;
·
работа с одаренными детьми в рамках подготовки к
предметным олимпиадам и конкурсам.
При разработке
факультативного курса по математике учитывалась программа по данному предмету,
но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения.
Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми,
подготовке их к олимпиадам различного уровня.
I.
Пояснительная записка
Программа
факультативного курса по математике для учащихся 5 классов направлена на
расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно
примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий
учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные
задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура
программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так
и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут
усваивать один и тот же материал, но уже
разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в
программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным
математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций,
экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Задачи
факультативного курса по математике определены следующие:
·
развитие у учащихся логических способностей;
·
формирование пространственного воображения и
графической культуры;
·
привитие интереса к изучению предмета;
·
расширение и углубление знаний по предмету;
·
выявление одаренных детей;
·
формирование у учащихся таких необходимых для
дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие,
любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности,
культура личности;
·
адаптация к переходу детей в среднее звено
обучения, имеющее профильную направленность.
Для успешного
достижения поставленных целей и задач
при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка
заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить
при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных
олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Занятие не должно длиться более 45 минут.
Частота занятий – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 учебных часа.
II.
Основные цели и задачи курса:
Цели курса:
• выявление и
развитие математических способностей учащихся;
• повышение
активности учащихся;
•
систематизирование и углубление знаний, совершенствование умений по
предложенным темам;
• развитие
воображения, математического и логического мышления, памяти, внимания, интуиции
детей;
• создание
условий для самостоятельной творческой работы учащихся;
• воспитание
интереса к математике;
•
профессиональная ориентация на профессии, существенным образом связанные с
математикой;
Задачи курса:
·
развивать
познавательную и творческую активность учащихся на основе дифференцированных
занимательных заданий;
·
обогащать
математический язык школьников;
·
расширить
кругозора учащихся;
·
повысить
мотивацию обучения для слабоуспевающих школьников;
·
развивать
коммуникативные навыки в процессе практической и игровой деятельности.
III.
Требования к
уровню подготовки учащихся
После изучения данного курса
учащиеся должны знать:
·
различные системы счисления;
·
приёмы рациональных устных и письменных
вычислений;
·
приёмы решения задач на переливание, движение и
взвешивание;
·
различные системы мер;
·
приёмы решения практических задач на перегибание, плоские разрезания, делимость.
IV.
Ожидаемые результаты
Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года
должны уметь:
¨
анализировать задачи,
составлять план решения, решать задачи, находить рациональные, оригинальные
способы решения, делать выводы;
¨
решать задачи на смекалку, на
сообразительность;
¨
решать олимпиадные задачи;
¨
работать в коллективе и самостоятельно;
¨ находить наиболее рациональные способы
решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
¨ оценивать логическую правильность
рассуждений;
¨ распознавать плоские геометрические
фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
¨
уметь проводить математическое исследование;
¨ работать с дополнительной
литературой;
¨ решать простейшие комбинаторные задачи
путём систематического перебора возможных вариантов;
¨ применять некоторые приёмы быстрых
устных вычислений при решении задач;
¨ применять полученные знания, умения и
навыки на уроках математики.
На факультативных занятиях применяется
безоценочный способ контроля знаний.
Обучение осуществляется не ради отметки, у учеников высокая учебно-познавательная мотивация,
обусловленная личным выбором, индивидуальной потребностью, интересом к творчеству и познанию.
Отметка отсутствует, но
содержательная оценка работы каждого ученика
обязательно озвучивается в конце каждого урока и строится на анализе
мысленной и письменной деятельности,
последовательности и эффективности
выполненных действий.
VII. Литература:
1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики:
Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
2. «Все задачи
"Кенгуру"», С-П.,2003г.
3.
Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
4. Е.В.Галкин.
«Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
5. А.Я.Кононов.
«Математическая мозаика», М., 2004 г.
6. Б.П.Гейдман.
«Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
7.
Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
8. Е.В.Галкин.
«Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
9. «Ума палата»
- игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
10. Е.Г.Козлова.
«Сказки и подсказки», М., 1995г.
11. И.В.Ященко
«Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.
12. А.С.Чесноков,
С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по
математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974
г.
13. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»
14. Ф.Ф.Нагибин.
«Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.
15. В.Н.Русанов.
Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.
16. С.Н.Олехник,
Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука.
Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка.
Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий